sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

О «ВОСЬМОМ СОБОРЕ» (часть 2)


Герб Российского государства из Титулярника XVII в. Фронтиспис последнего издания сборника «Россия перед Вторым пришествием (2011). В этом и следующем посту мы помещаем иллюстрации из этой книги.


ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

В статье «Про так называемый “Восьмой вселенский собор”», помещенной в журнале «Благодатный огонь» и тут же перепечатанной на Русской народной линии, священник Георгий Максимов, что называется «на голубом глазу», утверждает:
«По поводу цитат, которые в связи с этим распространяются. Единственная цитата, которая в точности излагает и подтверждает всю эту истерию, – та, которая приписывается прп. Кукше Одесскому […]
Проверив ссылки, предлагаемые в интернете, я нигде не смог обнаружить чтобы был указан источник данной цитаты. Что неудивительно, потому что на самом деле перед нами фейк. Не так уж редко в последние годы тиражируются выдуманные цитаты, ложно приписываемые святым. Нередко их фабрикуют в раскольничьих кругах, и от этой псевдоцитаты пахнет теми же кругами. […]
В этих сборниках цитат намешаны прямо противоположные высказывания. […] То есть, нам приводят прямо противоречащие друг другу цитаты: одна говорит, что восьмого Собора не будет в принципе, другая – что будет, но еретический, еще две – что восьмой Собор будет благочестивый. […]
В распространяемых в интернете подборках типа “ПРОРОЧЕСТВА СВЯТЫХ О ВОСЬМОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ” к цитатам, подписанных именами святых, непременно добавляют цитаты из церковных деятелей, которые никогда не были прославлены (архиеп. Феофан Полтавский), а некоторые и ныне здравствуют […]
Итого – мы имеем какой-то дикий винегрет из цитат 1) ложных 2) противоречащих друг другу 3) из не канонизированных лиц. Все это сдобрено совершенно абсурдными идеями (типа Вселенский Собор может быть еретическим). […] Желаю всем православным хранить трезвомыслие и не поддаваться на бесовские провокации”.

http://www.blagogon.ru/digest/689/

Итак, «критерием истины» для батюшки, судя по его собственным словам, является интернет: именно по нему (и только по нему) он ищет ссылки на цитаты.
А еще его страшно удручает разномыслие. Привыкшему к кристальной ясности, наподобие «десяти Сталинских ударов», отцу Георгию неуютно в этом мiре сквозняков.
Но те «противоречия», так пугающие бедного батюшку, могут на деле и не быть таковыми, а просто относиться к событиям внешне похожим, но на деле, по времени, разнесенным. Или, скажем, относиться к так называемым «пророчествам условным», когда многое зависит от произволения людского…
Что же касается рассуждений церковных писателей и историков и вообще людей не святых, то и отношение к сказанному ими предполагается всё же иное. Но на то, между прочим, и голова дана и дар рассуждения – один из наиважнейших даров Божиих.
Сан и уверенность тона могут, конечно, ввести в заблуждение. Но лишь тех, кто не знаком с вопросом. Ибо, например, во всех изданиях сборника «Россия перед Вторым Пришествием», лично прочитанном и благословленном старцем Кириллом (Павловым) и вышедшим впервые в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, все без исключения цитаты имеют соответствующие библиографические ссылки на источники. (Далее, в нашем ЖЖ мы их, чтобы не усложнять восприятие текста, опускаем.)
Показательно, что даже среди специфической публики «Благодатного огня» статья вызвала раскол: «за» подали голос 345 читателей, «против» – 331.
Словом, заплутался батюшка в трех березках. Но самое печальное – пытается вводит в соблазн других.
В биографической справке об отце Георгии Максимове сказано: религиовед, богослов, миссионер, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, преподаватель Сретенской духовной семинарии, член экспертного Совета при Министерстве юстиции РФ по противодействию религиозному экстремизму.
Учитывая только что продемонстрированные нами методы подтасовки, которыми не брезгует этот священник, помноженные на уверенность тона и внешнюю логику формулировок, страшно даже подумать, в чьих руках находится воспитание будущих служителей алтаря Господня и то, какие «экспертизы» могут ожидать (уже всех нас, а не только православных) в самом ближайшем будущем.



Восьмой Вселенский собор (начало)


Преподобный Нил Мvроточивый Афонский (XVI в.):
«Потом (после 1992 г. – С.Ф.) соберется восьмой собор, чтобы разобрать спор и явит (досл.: сотворит) благое благим и злое злым... Земледелец отделяет пшеницу от мякины. Пшеница – для человека, мякина же – для скота. Говорим, будут отлучены, отделены добрые от злых, т.е. – правоверующие от еретиков, и на некоторое малое время мирствовать будут люди. (Прим. переводчиков: Об этом говорится и в Византийских пророчествах)».

Например, в «Откровении Мефодия Патарского» (IV или VII в.) повествуется о том, что после воцарения «Царя греческого» (последнего Царя) и изгнания им «измаильтян» «умирится земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть година. И на конец века будет веселие на земли [...] и почиют человеци во време оно от скорбий своих».
Ср.: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба [...] и не избегнут» (1 Фес. 5, 3).


Ф.А. Терновский, профессор Киевской Духовной академии (1875):
«Символическим числом семь определился и закончился счет Вселенских Соборов, и в сознании Восточного христианского мiра семь Вселенских Соборов остались навсегда образом седми столпов, утвержденных в здании Премудрости Божией, или семи даров Духа Святаго. Тогда как в западном христианстве число Вселенских Соборов возрастало и не имело пределов своему возрастанию, в Восточном христианстве, а вместе с тем и в России, сложилось убеждение, что больше семи Вселенских Соборов быть не должно и не может и не для чего.
“Дерзновенно дееши, – говорил [Великий] Князь Василий Темный митрополиту Исидору, сбиравшемуся идти на Флорентийский собор, – в латинскую землю идеши, составление восьмаго собора поведаеши”. (Да и вообще современники митрополита Исидора ссылались на некое правило св. Отец, которые будто бы предали проклятию замышляющих восьмой собор.)
Были, правда, и на Руси отчаянные головы, для которых ничего не значило седмеричное число соборов. Таков был первый Лжедмитрий, выражавшийся так: “Соборы, ино то соборы; можно быти, рече, восьмому и девятому собору”. Но таким людям была и честь соответственная их суесловию. Большинство наших предков склонялось, напротив, к тому предположению, что определениями 7 св. соборов исчерпана окончательно и навсегда вся сумма догматических, обрядовых и других важных для церковной жизни вопросов, так что на будущее время нет надобности не только составлять новые соборные определения, но даже и писать церковно-догматические книги».


Преподобный о. Нектарий Оптинский на вопрос, «можно ли надеяться на соединение Церквей», ответил:
«Нет! Это мог бы сделать только Вселенский Собор; но Собора больше не будет. Было уже 7 Соборов, как 7 таинств, 7 даров Духа Святаго. Для нашего века полнота числа – 7. Число будущего века – 8. К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности».

Архиепископ Феофан Полтавский (11.6.1930):
«О Восьмом Вселенском Соборе я пока ничего не знаю. Могу сказать только словами св. Феодора Студита: “Не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине”. Истинно Вселенский Собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а оттого, будет ли он мудрствовать или учить “Православно”. Если же отступит от истины, он не будет вселенским, хотя бы и назвал себя именем вселенского. – Знаменитый “разбойничий собор” был в свое время многочисленнее многих вселенских соборов, и тем не менее не был признан вселенским, а получил название “разбойничьего собора”!..»

Преподобный Кукша (Величко, 1875 † 11/24.12.1964):
«Последние времена наступают. Скоро будет экуменический Собор под названием “святой”. Но это будет тот самый “восьмой Собор, который будет сборищем безбожных”. На нем все веры соединятся в одну».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Псково-Печерский монастырь (28.5/10.6.1990):
«Хранить заветы, которые были даны предшественниками ныне возведенного на Патриарший престол Алексия.
Первое. Чтобы был у нас стиль старый! Другого мы принимать не можем.
Второе. Чтобы мы были строго православными. Мы никогда ко всем инославным не относились с неприязнью. У нас в этом отношении совесть чиста. Но мы шли своим строго очерченным путем! Как наши предшественники, так и мы, уходящие теперь со дня на день в потусторонний мiр, призываем вас хранить чистоту Православия.
Третье. О том, чтобы свято хранить церковнославянский язык.
Четвертое. Некоторых сейчас страшит VIII Вселенский Собор. Не смущайтесь этим, а только спокойно веруйте в Бога, ибо сказал ушедший в вечность Патриарх [Пимен] в личной беседе, что если что-либо будет на VIII ожидаемом Вселенском Соборе, что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе это не принять.
Вот его завещание, сказанное хотя и в частной беседе, а я вам уже повторяю его второй или третий раз в исполнение своей совести, ибо я задавал эти вопросы, и я получал на них ответы. И поэтому меня сейчас не смущает ничто: ни скоротечность времени, ни избрание, что было.
Всё это можно обобщить одним понятием: мы живем во времена апокалипсические. А поэтому [...]: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны и тверды. И все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13-14)».


Иеромонах Серафим (Роуз, † 20 августа/2 сентября 1982) Платинский:
«…Сейчас много говорится о созыве “Восьмого Вселенского Собора”, так как он может объединить всех православных христиан, являясь высшим авторитетом Церкви, и т.д., – и тут можно вспомнить, что в истории Православной Церкви уже был такой “Восьмой Вселенский Собор” – ибо представители всех патриархов подписали постановление Флорентийского собора. Тем не менее, из-за одного епископа, святителя Марка Ефесского, который встал на защиту правды против всего Собора, отвергнув его постановление (об унии с Римом), ибо это противоречило православному преданию, вся Православная Церковь в конце концов отвергла этот собор. Так же и сейчас сторонники реформ и унии с Римом найдут много убедительных доказательств, а мы противостанем им не только с доказательствами из Святых Отцов, но гораздо больше с примером святителя Марка Ефесского».

«…Спаситель в притче о смоковнице говорит: “Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверех”. Другими словами мы должны следить за признаками времени, дабы не прельститься. Поэтому это не совсем верно, что “Царь Славы может придти в любой момент”. Только те, кто не смогут различить знамения времен, будут застигнуты врасплох; но бдительные христиане того времени будут заранее знать, что “близ есть, при дверех”, они распознают признаки и, не поддаваясь прельщениям антихриста, они будут понимать, что до конца осталось лишь несколько лет – конечной даты никто не может знать, пока она не наступит, но ее приближение будет чувствоваться все сильнее и сильнее, как мы наблюдаем распускающиеся листья на фиговом дереве».



Библейский Царь Давид, играющий на арфе, с супругой Вирсавией и сыном Соломоном. Блюдо VIII-IX вв.

Считали, однако, и по-другому...

Иеромонах Исидор (Иоанн Андреевич Козин, 1833 или 1834, † 3 февраля 1908), Великий старец Гефсиманского Скита:
«...Еще в бытность свою безусым и безбородым келейником наместника Лаврского Антония, однажды он вмешался в разговор его с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым – С.Ф.). Великий иерарх и мудрый наместник сидели за чаем и думали сообща о необходимости Вселенского собора и о соединении с католиками. Но возникает вопрос, кто же будет первенствовать на соборе. Предвиделось, что ни православные, ни католики не захотят уступить, и собор не состоится.
Входит о. Исидор с подносом, уставленным чайною посудою. “А Божия Матерь, вот Кто будет Первой. Так председательское место и оставить не занятым: оно будет для Божией Матери”. Всю жизнь лелеял о. Исидор эту мысль о необходимости соединить Церкви, и церковное разделение было для него личною болью, личною обидою. “Все мы дети Матери одной, не можем видеть страданий Матери родной”, – скорбно приводил он на память какие-то стихи, и делал это очень, очень часто, – видно, мысль о разделении Церквей сильно безпокоила его. Иногда же добавлял еще: “А ведь все – одна канцелярия, из-за одной буквы: мы – каФолики, а они – католики. Надо молиться Божией Матери. Чрез Нее произойдет это соединение [1], а людскими силами не может быть совершено».
Соединение Церквей Восточной и Западной Батюшка связывал с последними судьбами мiра и иногда, указывая на происходящее в России и за границей противохристианское движение, говорил свою более затаенную и более сокровенную, выношенную мысль: “Близки времена антихриста. Вот скоро будет такое гонение на христиан, что придется прятаться”.
При этих словах о. Исидора нельзя было не верить, что воистину это так. Его безоблачное лицо туманилось, исчезала на мгновение ясная улыбка, глаза смотрели серьезно, проницая будущее. Делалось страшно: вот идет что-то, надвигается... Но проходило это мгновение, – и пророческая, вещая серьезность скрывалась, таяла, исчезала. Однако это единое мгновение настраивало надолго.
Мысль о церковном единстве, в связи с этими грозными предчувствиями, была одною из наиболее заветных мыслей Старца. Однажды он написал даже письма об этой вещи Государю Александру III, Гладстону и Бисмарку. Письма были карандашом, еле-грамотны и, конечно, по-русски. Гладстону и Бисмарку Старец послал, кроме того, некоторые наши богослужебные книги и молитву к Божией Матери, cоставленную Н.В. Гоголем [2]. Неизвестно, дошли ли посылки и письма, отправленные в иные страны, но известно, что письмо к Государю дошло до Двора и оттуда был прислан выговор в Скит».


[1] О том, как это могло бы произойти, видно на примере Жития св. Кирилла, архиепископа Александрийского, без причины гневавшегося на св. Иоанна Златоуста. Однажды в видении св. Кирилл увидел чудесный храм, в котором он увидел Богородицу. Припасть к Ее ногам воспрепятствовал св. Иоанн Златоуст, которого Матерь Божия попросила: «Прости его для Меня...» «Когда Пречистая Богородица изрекла эти слова, Иоанн немедленно смиловался и отвечал Богородице: «По Твоему, Владычица, ходатайству я прощаю его». Затем дружелюбно подойдя к Кириллу, он обнял и облобызал его, и, таким образом, они примирились друг с другом в видении».

[2] Отец Павел Флоренский писал: «Молитва, cоставленная Гоголем к Пресвятой Богородице; молитву эту любил читать о. Исидор. Она не помещена в «Полном собрании сочинений Н.В. Гоголя», но со слов о. Исидора была напечатана в «Русском архиве» 1899 г. кн. 8 А.А. Третьяковым и в «Московских ведомостях», 1909, № 65 К-им. Отец же Исидор знал ее от своего брата, камердинера в доме гр. А.П. и А.Г. Толстых (Москва, Никитский бульвар, ныне дом Катковых), где жил в последние годы и где скончался Гоголь». А вот и текст молитвы:

«Никтоже притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению».


Вознесение на небо Царя Александра Македонского грифонами. Блюдо начала XIII в.


Иосиф Фудель, впоследствии священник, отвечая на опубликованное А.А. Киреевым предложение созвать Вселенский Собор в Киеве в связи 900-летием Крещения Руси (1888):
«...Вселенский Собор фактически возможен лишь тогда, когда политические препятствия ему исчезнут, т.е. когда православный крест будет воздвигнут на соборе Св. Софии, к чему неизбежно, неудержимо влечет нас история. От Восточного вопроса отречься мы уже не можем, а решение его при сложившихся политических комбинациях возможно лишь после войны с Австрией, а, может быть, и со всей лигой мiра.
Тогда только, т.е. по завоевании Константинополя, и возможно будет и крайне необходимо станет созвание Русским Царем собора, на котором присутствовать будут все свободные Патриархи и все митрополиты свободных от политической власти иноверцев автокефальных Церквей. Да и место Вселенскому Собору не в Киеве – колыбели России, а в Царьграде – колыбели Византийской монархии и будущего центра всего Православного мiра.
И какое дивное, торжественное зрелище представит тогда обновленный Царьград, освященный Собором православных святителей.
Это зрелище, действительно, заставит содрогнуться врагов Православия и усмирит их вольных и невольных прихвостней.
Итак, Вселенский Собор в обновленном Царьграде — вот моя основная мысль».


С.А. Нилус, духовный писатель:
(1905): «Проникнуть в глубины сатанинские и осветить их вселенскую тьму может только свет Христов Вселенской Его Церкви. Сердцем чувствую, что созрели времена созыва 8-го Вселенского Собора, на который, забыв перед угрозой близкого огненного прещения свои многовековые распри, должны съехаться иерархи и мiряне в лице избранных своих представителей от всех христианских исповеданий, сохранивших свою Церковь и догматы семи предшествующих Вселенских Соборов. Божественная идея 8-го Вселенского Собора предчувствуется духом всей Церкви Христовой: день ее осуществления настает; опасность, восставшая зловещей угрозой всему мiру, очевидна. Весь вопрос – где ему собраться и кто облечен достаточно властью и авторитетом для его созыва? – Третий Рим – Москва ему место. – Царю Русскому – авторитет и власть для созыва Собора. – Буди! буди!.. – 8-му Вселенскому Собору с помощью благодати Духа Святаго предстоит вся великая задача, осветив положение современного Христианства под натиском Торжествующего Израиля и грядущего воплощения антихристовой идеи в “предзренном” Пророка Даниила, определить или средства борьбы со всемогущим Синедрионом, или дать “крылья орла”, чтобы бежать Церкви в пустыню».

(1911): «Какой степени зрелости достигли признаки эти [“явления антихриста, дня второго страшного пришествия Господа в славе и кончины мiра”] по пророчествам Ветхого и Нового Завета, – определить это со властию дело соборного авторитета Вселенской (не поместной) Церкви. Восьмому Вселенскому Собору предлежит сделать это в непререкаемой силе и власти всецерковного авторитета, и – никому больше, хотя бы, – скажем словами Св. Апостола – и “Ангелу с небесе”, если бы он явился. Такому Вселенскому Собору время быть только при всемiрном царе и владыке, ибо только у него, как такового, и может быть на то достаточная полнота и мера власти; место тому Собору – Иерусалим, где Господь наш распят, ибо там на престоле восстановленного Соломонова Храма и воссядет “презренный”, как Бог, выдавая себя за Бога; цель того Собора непогрешительное обличение этого “бога”, как антихриста.
(В 3-м издании 1905-го года нашей книги “Великое в малом, и антихрист, как близкая политическая возможность”, мы полагали, что 8-му Вселенскому Собору место в Москве. Ныне, представляя читателю нашу ошибку, допущенную неумеренной любовью нашею к родине, т.е. к человеческому, а не к Божиему, мы приносим в ней покаяние. Но ошибка эта только служит к укреплению основного нашего взгляда, здесь высказанного, что только Вселенский Собор может иметь непогрешительную силу и власть безошибочно определить и указать приближение дня оного, великого и страшного.)».



Окончание следует.
Tags: Восьмой Вселенский Собор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments