sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 55)




Праздник


«О, моя мягкосердечная Русь, как ты прекрасна!»
Н.С. ЛЕСКОВ.

«Живая наша Россия, и ходит по ней, как и древле, русский Христос…»
Отец Сергий БУЛГАКОВ.


Последняя киноновелла, датированная 1423 годом, называется «Колокол».
В этом эпизоде сходятся все темы фильма, развязываются большинство узлов.



Вадим Юсов на съемках новеллы «Колокол».

Повторим еще раз уже приводившиеся нами в одном из предыдущих постов удивительно верные по смыслу и тональности слова профессора А.Л. Казина:
«Последняя новелла фильма поистине царственна. Здесь уже фактически нет ничего, кроме праздника во имя Руси, радости о ней в Боге. Надо любить Святую Русь, чтобы снять такую киноповесть, как “Колокол”».










Подъем колокола, сотворенного мастерами под руководством юноши Бориски, который, умирая с голоду, согласился исполнить дело, «секрет» которого не знал…







На торжество собираются все: Великий князь, отдавший приказ ослепить мастеров, и исполнившие его сотник и дружинники, заморские гости и простой люд владимiрский.
Тут же монахи Андрей с Кириллом и Скоморох с Дурочкой.






Лишь одному предателю – Малому князю, – этому русскому иуде на празднике нет места.
И вот колокол, вопреки опасениям не треснувший при отливке, поднят.
Каков будет его голос? И раздастся ли звон вообще?..
В момент наивысшего напряжения он подает, наконец, свой звучный могучий голос, плывущий над людьми, над всей Русской землей.




И Андрей, на глазах которого сотворяется это чудо, завершает свой подвиг долголетнего молчания, говорит, обнимая Бориску, теперь уже не самозваного, а настоящего колокольных дел мастера:
«Видишь, как получилось. Ну, хорошо, ну, чего ты?
Вот и пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать.
Пойдем в Троицу. Пойдем вместе.
Какой праздник для людей. Какую радость сотворил, а еще плачет?
Ну всё... ну, будет. Ну ничего...»

Это русское «NICHEVO» было выгравировано когда-то на перстне германского «Железного канцлера» Бисмарка в память его спасения от гибели во время метели в России. Перед лицом неминуемой, казалось, гибели русский ямщик успокаивал немца-седока, приговаривая: «Барин, ничего, ничего».


«Авось, небось и как-нибудь»
Вершат, как прежде, русский путь,
Хранят убогую судьбу,
Что миг – и вылетит в трубу.

Александр ДОХНЕНКО.



Что касается вдруг заговорившего молчальника-иконопица, то впереди у него действительно будет «Троица», о которой за несколько минут до этого он получил «извещение»…
Скоморох, грешивший на него, что это он, Андрей, выдал его тогда в сарае, замахивается на него топором.
Заслонивший Андрея вернувшийся незадолго до этого изгнанный из монастыря Кирилл признается, что это он выдал Скомороха.
Кается Кирилл и в том, что всю жизнь завидовал Андрею, заклиная идти в Троицкий монастырь к Никону «Троицу» писать:
«Ты послушай меня, послушай... “Троицу” пиши и пиши, и пиши, думай.
Не бери греха на душу.
Страшный это грех – искру Божию отвергать.
Был бы Феофан жив, он бы тебе то же сказал».



Андрей Тарковский. Рабочий момент съемок.

И тут, пишет А.Л. Казин, «как-то неожиданно и не надолго появляется на экране иконный лик Георгия Победоносца.
Это – первый вестник победы, одержанной Андреем, Бориской, Русью.
Под мерные, мощные удары колокола, а затем в сопровождении церковного хора медленно проходят по экрану величайшие создания Андрея Рублева….»
Рождаются они из неожиданных для черно-белой картины ярко-красных углей костра,
Среди них «Троица».
Завершается же иконный ряд Звенигородским Спасом.
Финальные кадры фильма – мирно пасующиеся под дождем лошади.




Еще в период съемок Андрея Тарковский не раз говорил, что рублевскую «Троицу» породила «великая народная тоска по братству».

Именно ее изображение захватывает с собой на космическую станцию Крис Кельвин – главный герой следующего фильма режиссера «Солярис».



Андрей Тарковский и Донатас Банионис у репродукции рублевской «Троицы» во время съемок фильма «Солярис».

Ее же изображение на ромадинской афише фильма «Андрей Рублев» видит зритель в квартире главного героя картины «Зеркало». И, наконец, в «Сталкере» в кадре тоже не раз возникает «Троица».

Все эти размышления о смыслах, заложенных в «Андрея Рублева» его создателем, при сопоставлении их с реакцией на него русской патриотики (о чем мы также уже писали), приводят нас к весьма неутешительной мысли: начиная именно с этого фильма, «наша» сторона ОТКАЗАЛАСЬ от Андрея Тарковского, ОТДАВ его противоборствующему лагерю. Вполне ДОБРОВОЛЬНО.
Противоположная же, либерально-западническая сторона с удовольствием приняла это подношение, подыграв и патриотам-почвенникам и советским бюрократам-государственникам, усилив тем самым складывавшееся в обществе ложное в глубинной своей основе впечатление, не преодоленное, увы, и до сей поры.

Что же касается самого Андрея Тарковского, то его размышления над превратностями жизни мало, видимо, отличались от вот этих известных пастернаковских сетований:


Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мiр заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.


Можно спорить о том, как всё это было у Бориса Леонидовича с его «Доктором Живаго», но у Андрея Арсеньевича было именно так.


Продолжение следует.
Tags: «Андрей Рублев» Тарковского, Андрей Тарковский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments