sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 47)


Мученица Княгиня Евпраксия Зарайская с сыном Иваном Постником.


«Неудобные» святые
МУЧЕНИЦА КНЯГИНЯ ЕВПРАКСИЯ ЗАРАЙСКАЯ


«Это не нами, не нашими руками создано, и не нашим умом судится».
Н.С. ЛЕСКОВ. «Обойденные».


«Когда мы сталкиваемся с чем-то поистине “таинственным”, нередко наш долг состоит не в том, чтобы его объяснить, а в том, чтобы увеличить его неразгаданность».
Лучиан БЛАГА.


В последней раз православная общественность вспоминала о Княгине-мученице в 2011 г. в связи с благословением Патриарха Кирилла отпеть генерала М.Г. Ефремова (1897†1942), застрелившегося после отказа сдаться в плен немцам.
Обратившиеся к Святейшему, родственники генерала подчеркивали, что самоубийство генерала не было следствием отчаяния, а обстоятельства его смерти являются примером верности Родине, присяге и солдатам.

Генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов, с октября 1941 г. командовавший 33-й армией, был одним из главных действующих лиц битвы под Москвой. Именно вверенные ему части в ходе контрнаступления освободили Наро-Фоминск, Боровск и Верею.
Развивая, согласно приказу Ставки, успех, армия генерала Ефремова была окружена немцами под Вязьмой. Ослабленная боями, без пополнения людьми и боеприпасами, в условиях отсутствия снабжения продовольствием, она в течение двух с половиной месяцев держала оборону.
2 апреля 1942 г. немцы предложили М.Г. Ефремову сдаться, но он проигнорировал этот призыв, равно как и последовавшее 9 апреля предложение Ставки Верховного Главнокомандования послать за командармом самолет, чтобы вывезти его из окружения.
Михаил Григорьевич категорически отказался бросить своих солдат.
19 апреля в бою генерал получил три ранения. Не желая попасть в плен, он вызвал служившую санинструктором жену и, застрелив сначала ее, покончил с собой.



Михаил Григорьевич Ефремов с женой Елизаветой Васильевной и сыном Мишей.

Практически одновременно со своим командиром погибли командующий артиллерий генерал-майор П.Н. Офросимов и весь штаб армии. Ни в свидетельствах выживших, ни в немецких трофейных документах не зафиксировано ни одного случая коллективной сдачи в плен.
Бились до последнего. Когда разрозненные группы теряли надежду на выход из окружения, командир подразделения стрелялся, а солдаты вешались на поясных ремнях…
По свидетельству немцев, русские солдаты несли тело своего генерала на самодельных носилках.
Ветеран 33-й армии генерал Ю.А. Рябов рассказывал, что тело командарма принесли на жердях, но немецкий генерал потребовал, чтобы его переложили на носилки. При похоронах он приказал выставить пленных из армии Ефремова перед немецкими солдатами и сказал: «Сражайтесь за Германию так, как сражался Ефремов за Россию».
«Я приказал, – вспоминал немецкий полковник Артур Шмидт, – похоронить его на площади. Могилу рыли русские военнопленные и местные жители. Никаких эксцессов не было. Я сказал, что доблестная армия фюрера с уважением относится к такому мужеству. По моему приказу на могилу установили табличку с русским и немецким текстом».



Могила генерала М.Г. Ефремова в селе Слободка Смоленской области во время немецкой оккупации. 1942 г.

Сразу же после освобождения села в 1943 г. останки генерала М. Г. Ефремова были торжественно перезахоронены в городе Вязьме на Екатерининском кладбище, а в 1946 г. на одной из площадей Вязьмы, названной в честь генерала, был установлен памятник работы скульптора Е.В. Вучетича.

Этот эпизод с генералом М.Г. Ефремовым заставляет нас вспомнить другой (то ли по отдаленности лет, то ли по незнанию собственной старины, а, может, и по желанию отделить историю советского времени от единой Русской) случай, до сих пор почему-то не пришедший никому на ум, хотя именно он ясно демонстрирует ЕДИНЫЙ и НЕДЕЛИМЫЙ поток нашего прошлого.
Имеем в виду подвиг Евпатия Коловрата (1200†1238), о котором говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».
После взятия татарами Рязани и гибели князя этот доблестный воин, именуемый в одних сказаниях «неким из вельмож рязанских», а в других – «Евпатием Неистовым», возглавил сопротивление захватчикам.
Посланному к нему для переговоров татарскому посланнику, задавшему вопрос: «Чего вы хотите?», боярин ответил: «Только умереть!»
После того, как отряд Евпатия был уничтожен камнеметными орудиями, а сам он убит, Батый, в знак уважения к его мужеству, отдал его тело оставшимся в живых русским воинам и велел отпустить всех уцелевших, не причиняя им никакого вреда.
Рассказывается также о торжественном погребении Евпатия Коловрата в Рязанском соборе 11 января 1238 года.
В настоящее время в России установлено три памятника этому Русскому богатырю. Все они находятся на территории Рязанской области.



Евпатий Коловрат.

Резолюция Патриарха Кирилла на обращении родственников генерала М.Г. Ефремова («Согласен с необходимостью возродить память о героической борьбе генерала Михаила Ефремова и о его верности Родине и солдатскому братству»), а также и само отпевание, состоявшееся 5 декабря 2011 г. в Петропавловском соборе Таруссы, вызвало резко негативную реакцию части православных, в том числе даже некоторых священников.
С подобными отзывами до сих пор можно ознакомиться в комментариях к информационному сообщению об этом событии на сайте «Русская народная линия».
Именно тогда кто-то вспомнил и привел пример мученицы Княгини Евпраксии Зарайской.
Но «ревнители» гнули своё, ответив при этом так, что противоположная сторона вынуждена была воззвать к благоразумию («И не хулите память Св. Евпраксии Зарайской, которую Церковь чтит много веков!»), приведя – чтобы остудить некоторые горячие головы – другой пример: мученицы-девы Пелагии Антиохийской (память 8/21 октября), поместив при этом краткое ее житие:
«Святая Пелагия, жившая в царствование Диоклетиана в Антиохии Сирийской, происходила из знатного рода. Правитель города, узнав, что она – христианка, послал воинов взять ее. Воины, исполняя повеление правителя, окружили дом, где жила Пелагия. Тогда она начала умолять воинов подождать, и когда они согласились, святая стала лицом к востоку на том месте, где обычно молилась, и, простерши руки и возведя очи к Небу, усердно молила Бога, чтобы ей не быть отданной в руки воинов, но отойти к Нему жертвою непорочною и чистою. После сего она оделась в лучшие свои одежды, бросилась с верху дома и предала дух свой Богу.



Св. мученица-дева Пелагия Антиохийская.

Св. Пелагии было всего 15 лет, когда она, для сохранения своего девства, так добровольно пострадала. Это было в начале IV века. См. Амвросий св. Пелагию, хотя она и не успела потерпеть от гонителей мучений за Христа, поставляет в пример мученичества. У св. Иоанна Златоуста есть о ней два слова, в которых прославляется сия юная блаженная мученица».
«…Христос, – говорил в посвященной ей “Похвальной беседе” Великий Святитель, – уловив смерть, которая была страшна для нашего естества и пугала весь род наш, и рассеяв весь этот страх, отдал ее в забаву даже девам. Посему и блаженная Пелагия устремилась на нее с такой радостью, что не дожидалась и рук палачей, не вошла и в судилище, но преизбытком собственной ревности предупредила их жестокость. Она была готова и к мучениям, и к пыткам, и ко всякого рода наказаниям, но боялась, чтобы не потерять венца девства».

Но что же, однако, княгиня-мученица Евпраксия?
К сожалению, о ней известно очень мало.
Собственно все факты, которыми мы располагаем, находятся в записях под 1237 годом в своде рязанских повестей, возникших еще в XIII в.: «Повести о Николе Заразском», а также «Повести о разорении Рязани Батыем». (Ни в одной другой русской летописи никаких упоминаний о них не сохранилось.)
Согласно этим источникам, Евпраксия была родственницей Ромейских Василевсов («княгиней из Царского Рода»).



Княгиня Евпраксия. С картины художника Н.С. Матвеева.

Предположительно в начале 1231 г. она стала женой сына Князя Юрия Ингоревича Рязанского – Федора Юрьевича (1205†1237), князя города, называвшегося во время своего основания – по протекавшей рядом реке – Осетром, а затем Красным (Красивым):
«Спустя немного лет князь Федор Юрьевич сочетался браком, взяв супругу из царского рода именем Евпраксию. И вскоре и сына родил именем Ивана Постника».
Далее в повестях описаны события 1237 года.
В тот год «пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к Великому Князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном».
Князь послал гонцов «в город Владимiр к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимiрскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя», но тот «и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем».



Константин Васильев. Евпраксия. 1969 г.

Получив отказ, Рязанский Князь «тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать – как утолить нечестивца дарами.
И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю.
И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли.



Константин Васильев. Евпраксия.

Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю, но только похвалялся и грозился повоевать всю Русскую землю. И стал у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить.
И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Федор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим.
Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своем распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: “Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей”. Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: “Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь”.
Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал.
И один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича.
Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти.
И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей, и лучших людей и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени».
«И принесли тело блаженного князя Федора Юрьевича в область его к великому чудотворцу Николе Корсунскому, и положили его, и его благоверную княгиню Евпраксию-царевну, и сына их Ивана Федоровича, в едином месте, и поставили над ними кресты каменные. И зовется с тех пор великий чудотворец Николой Заразским по той причине, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном князем Иваном сама себя “заразила” (расшиблась до смерти)».
Иными словами, смерть наступила сразу, «зараз» (одновременно, без промедления). Так город и получил свое название: Заразск, со временем преобразившись в Зарайск.



Константин Васильев. Евпраксия. Рисунок.

Стоит отметить, что мученичество Княжеской семье было предсказано за 12 лет до случившегося во время перенесения в город Красный (Зарайск) из Корсуня чудотворного образа Святителя Николая.
Согласно летописному известию, накануне встречи святыни, произошедшей 29 июля 1225 г. рядом с городом у Белого колодца, Князь был чудесным образом извещен об этом:
«Явился великий чудотворец Никола благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому, и возвестил ему прибытие чудотворного своего образа Корсунского, и сказал: “Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец Царствия Небесного, и жене твоей, и сыну твоему”».
Случилось это, напомним, через два года после того, как Феодор Юрьевич получил в удел Княжество и за шесть лет до женитьбы его на Евпраксии и рождения сына.




Церковное почитание Князей Зарайских Феодора, Евпраксии и сына их Иоанна явилось практически сразу же.
Первоначально местночтимые, ныне их имена включены в текст службы Всех Святых, в Земле Российской просиявших
Над могилой Князей-мучеников заложили храм во имя Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи, причем надгробие находилось в алтаре.
В 1930 г. храм богоборцами был осквернен и разрушен. В 2002 г. надгробие восстановили.
Ныне на могилах мучеников под сенью высится три креста.




Памятник восстановлен, но внятное объяснение подвига, прославленного некогда Русской Церковью, у нынешних церковных историков и богословов вызывает, как видно, большие затруднения.



Не случайно, видимо, нам не удалось найти ни одной иконы Князей-Мучеников.
В выходящей же в настоящее время многотомной «Православной энциклопедии» персональная справка о Княгине Евпраксии отсутствует. Сведения о ней отложены на потом, когда в одном из последних томов будут помещены сведения о ее супруге, Князе Феодоре...



Продолжение следует.
Tags: «Андрей Рублев» Тарковского, «Неудобные» святые
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments