sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 32)




Сложение круга (продолжение)


В фильме Андрея Тарковского были заняты не только профессиональные актеры.
Так в эпизодической роли «летающего мужика» Ефима снимался поэт и переводчик Николай Иванович Глазков (1919–1979).



Мужик Ефим (Николай Глазков)

Фильм открывает «Пролог».
Изгиб реки, мирно пасутся лошади…




И надо всем этим летит ликующий русский мужик в армяке и лаптях.
Летит на воздушном шаре. (В сценарии были крылья как в древнегреческом мифе о Дедале и Икаре и молдавской балладе «Мастер Маноле».)
«Летю! Архип! Летю-у-у-у! Эй-э-э-ге-ге!!! Эй вы. Догоняйте меня».




Но краток миг торжества. Неотвратимо надвигается земля. Удар.
Из сшитого из шкур шара, шипя, выходит воздух.
«На берегу лежит лошадь. Переворачивается через спину и снова ложится».


Я стать хочу смелее всех
По безпредельности размаха;
Но самый смелый человек
Боится собственного страха!

Николай ГЛАЗКОВ. 1940 г.



Современный русский философ и культуролог А.Л. Казин так пишет об этом прологе «Андрея Рублева»:
«Перед нами символ большой смысловой мощи. Вместе с тем символ этот явлен воочию, без всяких туманностей и иносказаний. […]
От великого до смешного всегда один шаг, а на Руси – особенно. И не только до смешного, но и до смертельного падения.
Нужно не только улететь с земли – нужно еще и на нее вернуться; и вот это для русского сердца самое трудное. Русскому человеку как будто не хватает времени и терпения рассчитать еще и формулу возврата. Да и сам летательный аппарат (крыло) обычно с прорехами, “на соплях”.
И всё же летит! Падает и опять летит.
Татары сжигают русские города вместе с фресками Феофана Грека и Андрея Рублева – а они снова пишут их.
И Сергей Радонежский посылает своих иноков на Куликово поле.
В 1612 году патриарх Гермоген благословляет иконой Владимiрской Божией Матери освободителей отечества после, казалось бы, окончательного погрома.
В августе 1812 года образ Заступницы Русской земли носят перед войсками на Бородинском поле.
И 2 марта 1917 года – в день отречения от Престола последнего Государя из Дома Романовых – под Москвой является Державная икона, где Богородица держит в руках Скипетр и Державу – эмблемы Российской Империи.
Маршал Жуков не расставался с Ее образом до Победы 1945 года.
Так осуществляется русский полет в мiре.
Полет этот закончится в тот день, когда будет отнят от среды Удерживающий, то есть окончательно рухнет последнее Православное Царство (2 Фес. 2,7).
Мужик на воздушном шаре – только один из русских летунов, которым, постораниваясь и косясь, дают дорогу другие народы и государства.
Когда он грохается оземь, это еще не конец – это начало».

Ряд актеров были заняты в сцене «Русская Голгофа», вошедшей в состав киноновеллы «Срасти по Андрею».



«Русская Голгофа».

На роль «Христа» взяли 33-летнего актера Омского театра драмы Игоря Донского.
Рассказывая о том, как это произошло, Игорь Федорович, живущий ныне в Финляндии, вспоминал одну из своих обычных прогулок по окраинам Омска с другом театральным художником Юрием Богоявленским.
Остановились у церкви «с красующейся на высокой, обшарпанной деревянной двери новенькой казённой табличкой: “ХРАНИЛИЩЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КИНОПРОКАТА”.
– Октябрёнок у порога говорил: Не верю в Бога! Хлеб даёт нам не Христос, а машины и колхоз! – продекламировал Юрка. – Вот ведь незамысловатая табличка, а придаёт кладбищу живой оттенок. Вокруг тлен и запустение, а она будто парит! – и не отрываясь от карандашного наброска, вдруг спросил:
– Сценарий прочитал?
– Только-только начал.
– Поторопился бы. Люди же ждут.
Юрка интересовался сценарием “Андрей Рублёв”, напечатанным в журнале “Искусство кино”, который почему-то ходил по рукам в качестве подпольного чтива. Его давали на два дня или на одну ночь.
– То, что успел прочесть, впечатляет. Воспринимается как серьёзное произведение. Наверняка в реализации будет здорово, – ответил я.
– Он оптимистом слыл давно, в горячем виде ел окрошку, – усмехнулся Юрка. – В лучшем случае фильму уготовят место в подобном «хранилище», – и он кивнул в сторону Всехсвятской церкви. – А в худшем вообще света Божьего не увидит.
– Почему?
– Цензурные тиски, тундра неогороженная».



Игорь Донской в фильме «Андрей Рублев».

На следующее утро друзья встретились у служебной проходной театра.
– На столе у дежурного конверт с Омской студии телевидения, адресованный тебе, – бросил на ходу актеру его друг художник.
До конверта у Игоря Федоровича руки дошли только после репетиции.
«Уже в гримёрной, снимая театральный костюм, вспомнил про конверт. Вскрыл его. Там лежал ещё один конверт поменьше. […] На малом конверте стоял фирменный знак: “Мосфильм”! А в том месте, где пишется обратный адрес, было начертано: Москва Г-285 Мосфильмовская 1 кк “Андрей Рублёв”.
Дрожащей рукой вытащил из конверта письмо. Оно было коротким и написано от руки. И эти строчки на белизне бумаги буквально парализовали меня:

Дорогие товарищи, работники Омской телестудии, помогите, пожалуйста, кинокартине “Андрей Рублёв”, снимающейся на “Мосфильме”, разыскать актёра, играющего в Вашем фильме “Среди фараонов” роль индейца-доктора. Фамилия актёра, кажется, Крылов И. Убедительно просим Вас помочь нам в этом вопросе и откликнуться на наше письмо. С приветом съёмочная группа “Андрей Рублёв”.

“Нет, слишком неправдоподобно!”. Не сводя с письма глаз, чтобы убедиться, что всё правильно понял, перечитал ещё раз. Всё верно! […]




Остаток дня мы провели на берегу Иртыша. Рассуждали о радости жизни, о торжестве весны. И, конечно же, говорили о письме, символизирующем извечную непредсказуемость жизни артиста. Гадали, какая роль уготована для меня в будущем фильме. […]
Вот уже много десятилетий в ящике моего книжного шкафа хранится моё безценное сокровище, свидетель одного из самых значительных событий в моей жизни – записная книжка с изображением церкви Покрова на Нерли. На первой странице записной книжки красуется добрая, сильно преувеличенная оценка моего скромного актёрского труда в фильме “Андрей Рублев”:

С благодарностью и радостью по поводу знакомства с прекрасным человеком и актёром, с которым хочется встретиться на следующих фильмах. Андрей Тарковский. В. Юсов. А. Солоницын.

Последние годы я изредка извлекаю эту книжку из незаслуженного заточения. Не для того даже, чтобы перечитать там написанное, я это знаю наизусть, а с целью вновь увидеть эту надпись и хоть на миг мысленно вернуться в те благословенные годы».



Игорь Донской в роли в роли Макара Ивановича в фильме Евгения Ташкова «Подросток» (1983 г.) по Ф.М. Достоевскому. Эта одна из главных ролей в картине запомнилась многим зрителям.

Роль «Марии Магдалины» получила 22-летняя студентка школы-студии МХАТ Ирина Мирошниченко, дебютировавшая в кино в 1963 г. в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» в роли сестры главного героя Кольки (Н.С. Михалков) Кати.
По ее словам, Андрей Тарковский выцепил ее в ресторане московской гостиницы «Националь», куда она заходила иногда пить кофе.
На следующий день после невольных смотрин в квартире актрисы раздался телефонный звонок. «Мягкий женский голос спросил:
– Могу я услышать Ирину Мирошниченко?
– Это я.
– Вас ждут сегодня на пробы фильма “Андрей Рублев” в Мосфильме. Приходите к 12 часам, – девушка положила трубку, коротко попрощавшись, так что Ирина не успела проронить ни слова».
Надо отдать должное Тарковскому: типаж актрисы он определил верно – «библейский тип лица».



Ирина Мирошниченко в фильме «Андрей Рублев».

Сама Ирина предпочитала по отношению к своему лицу иное определение: «иконописное», вкладывая его в уста режиссера.
Однако Андрей Арсеньевич говорил то, что он говорил.
Ирина Петровна была известна под фамилией матери: Мирошниченко. Однако отцом ее был Петр Исаевич Вайнштейн, как пишут, не разъясняя сути дела, «военнослужащий, а впоследствии административный работник».
«Библейская» линия продолжалась и далее. Мать ее, Екатерина Антоновна, так же, как и ее дочь, актриса, ученица А.Я. Таирова, разойдясь с Вайнштейном, в 1965 г. вышла замуж за аккомпаниатора Якова Пинхусовича Розенкера. Сама же Ирина Мирошниченко в 1960-1972 гг. состояла в браке с драматургом Михаилом Шатровым (Маршаком), родственником детского поэта.
В одном из очерков об актрисе, написанном на основании ее устных воспоминаний, есть интересный рассказ о том, как проходил выбор натуры для съемок эпизода «Русская Голгофа»:
«Команда Андрея Тарковского вместе с Ириной переезжала на машине между несколькими городами в поисках удачного места для съемок.
Осень в своем закате была молчалива и дышала холодом. В пригородных районах уже лежал снег, напоминая чистый белый лист, на котором прямо сейчас Бог напишет историю чьей-то жизни, любви или смерти.
Эта белизна была настолько непривычна после городских пейзажей в серых тонах, что резало глаза.
Тарковский, ехавший в этой же машине, молчавший до этого, неожиданно произнес:
– Вы только посмотрите! Этот пейзаж будто сошел с картин Брейгеля, теперь я понимаю, как он писал свои картины».



Ирина Петровна Мирошниченко. Наши дни.

Уже в следующем фильме Андрея Арсеньевича «Солярис» мы увидим картину Питера Брейгеля-старшего «Охотники на снегу», висящую на стене в кают-компании космической станции. В «Зеркале» в кадре и вообще была дана панорама, снятая по мотивам брейгелевского полотна, со всеми его подробностями.


Продолжение следует.
Tags: «Андрей Рублев» Тарковского
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment