sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 32)




Сложение круга (продолжение)


В фильме Андрея Тарковского были заняты не только профессиональные актеры.
Так в эпизодической роли «летающего мужика» Ефима снимался поэт и переводчик Николай Иванович Глазков (1919–1979).



Мужик Ефим (Николай Глазков)

Фильм открывает «Пролог».
Изгиб реки, мирно пасутся лошади…




И надо всем этим летит ликующий русский мужик в армяке и лаптях.
Летит на воздушном шаре. (В сценарии были крылья как в древнегреческом мифе о Дедале и Икаре и молдавской балладе «Мастер Маноле».)
«Летю! Архип! Летю-у-у-у! Эй-э-э-ге-ге!!! Эй вы. Догоняйте меня».




Но краток миг торжества. Неотвратимо надвигается земля. Удар.
Из сшитого из шкур шара, шипя, выходит воздух.
«На берегу лежит лошадь. Переворачивается через спину и снова ложится».


Я стать хочу смелее всех
По безпредельности размаха;
Но самый смелый человек
Боится собственного страха!

Николай ГЛАЗКОВ. 1940 г.



Современный русский философ и культуролог А.Л. Казин так пишет об этом прологе «Андрея Рублева»:
«Перед нами символ большой смысловой мощи. Вместе с тем символ этот явлен воочию, без всяких туманностей и иносказаний. […]
От великого до смешного всегда один шаг, а на Руси – особенно. И не только до смешного, но и до смертельного падения.
Нужно не только улететь с земли – нужно еще и на нее вернуться; и вот это для русского сердца самое трудное. Русскому человеку как будто не хватает времени и терпения рассчитать еще и формулу возврата. Да и сам летательный аппарат (крыло) обычно с прорехами, “на соплях”.
И всё же летит! Падает и опять летит.
Татары сжигают русские города вместе с фресками Феофана Грека и Андрея Рублева – а они снова пишут их.
И Сергей Радонежский посылает своих иноков на Куликово поле.
В 1612 году патриарх Гермоген благословляет иконой Владимiрской Божией Матери освободителей отечества после, казалось бы, окончательного погрома.
В августе 1812 года образ Заступницы Русской земли носят перед войсками на Бородинском поле.
И 2 марта 1917 года – в день отречения от Престола последнего Государя из Дома Романовых – под Москвой является Державная икона, где Богородица держит в руках Скипетр и Державу – эмблемы Российской Империи.
Маршал Жуков не расставался с Ее образом до Победы 1945 года.
Так осуществляется русский полет в мiре.
Полет этот закончится в тот день, когда будет отнят от среды Удерживающий, то есть окончательно рухнет последнее Православное Царство (2 Фес. 2,7).
Мужик на воздушном шаре – только один из русских летунов, которым, постораниваясь и косясь, дают дорогу другие народы и государства.
Когда он грохается оземь, это еще не конец – это начало».

Ряд актеров были заняты в сцене «Русская Голгофа», вошедшей в состав киноновеллы «Срасти по Андрею».



«Русская Голгофа».

На роль «Христа» взяли 33-летнего актера Омского театра драмы Игоря Донского.
Рассказывая о том, как это произошло, Игорь Федорович, живущий ныне в Финляндии, вспоминал одну из своих обычных прогулок по окраинам Омска с другом театральным художником Юрием Богоявленским.
Остановились у церкви «с красующейся на высокой, обшарпанной деревянной двери новенькой казённой табличкой: “ХРАНИЛИЩЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КИНОПРОКАТА”.
– Октябрёнок у порога говорил: Не верю в Бога! Хлеб даёт нам не Христос, а машины и колхоз! – продекламировал Юрка. – Вот ведь незамысловатая табличка, а придаёт кладбищу живой оттенок. Вокруг тлен и запустение, а она будто парит! – и не отрываясь от карандашного наброска, вдруг спросил:
– Сценарий прочитал?
– Только-только начал.
– Поторопился бы. Люди же ждут.
Юрка интересовался сценарием “Андрей Рублёв”, напечатанным в журнале “Искусство кино”, который почему-то ходил по рукам в качестве подпольного чтива. Его давали на два дня или на одну ночь.
– То, что успел прочесть, впечатляет. Воспринимается как серьёзное произведение. Наверняка в реализации будет здорово, – ответил я.
– Он оптимистом слыл давно, в горячем виде ел окрошку, – усмехнулся Юрка. – В лучшем случае фильму уготовят место в подобном «хранилище», – и он кивнул в сторону Всехсвятской церкви. – А в худшем вообще света Божьего не увидит.
– Почему?
– Цензурные тиски, тундра неогороженная».



Игорь Донской в фильме «Андрей Рублев».

На следующее утро друзья встретились у служебной проходной театра.
– На столе у дежурного конверт с Омской студии телевидения, адресованный тебе, – бросил на ходу актеру его друг художник.
До конверта у Игоря Федоровича руки дошли только после репетиции.
«Уже в гримёрной, снимая театральный костюм, вспомнил про конверт. Вскрыл его. Там лежал ещё один конверт поменьше. […] На малом конверте стоял фирменный знак: “Мосфильм”! А в том месте, где пишется обратный адрес, было начертано: Москва Г-285 Мосфильмовская 1 кк “Андрей Рублёв”.
Дрожащей рукой вытащил из конверта письмо. Оно было коротким и написано от руки. И эти строчки на белизне бумаги буквально парализовали меня:

Дорогие товарищи, работники Омской телестудии, помогите, пожалуйста, кинокартине “Андрей Рублёв”, снимающейся на “Мосфильме”, разыскать актёра, играющего в Вашем фильме “Среди фараонов” роль индейца-доктора. Фамилия актёра, кажется, Крылов И. Убедительно просим Вас помочь нам в этом вопросе и откликнуться на наше письмо. С приветом съёмочная группа “Андрей Рублёв”.

“Нет, слишком неправдоподобно!”. Не сводя с письма глаз, чтобы убедиться, что всё правильно понял, перечитал ещё раз. Всё верно! […]




Остаток дня мы провели на берегу Иртыша. Рассуждали о радости жизни, о торжестве весны. И, конечно же, говорили о письме, символизирующем извечную непредсказуемость жизни артиста. Гадали, какая роль уготована для меня в будущем фильме. […]
Вот уже много десятилетий в ящике моего книжного шкафа хранится моё безценное сокровище, свидетель одного из самых значительных событий в моей жизни – записная книжка с изображением церкви Покрова на Нерли. На первой странице записной книжки красуется добрая, сильно преувеличенная оценка моего скромного актёрского труда в фильме “Андрей Рублев”:

С благодарностью и радостью по поводу знакомства с прекрасным человеком и актёром, с которым хочется встретиться на следующих фильмах. Андрей Тарковский. В. Юсов. А. Солоницын.

Последние годы я изредка извлекаю эту книжку из незаслуженного заточения. Не для того даже, чтобы перечитать там написанное, я это знаю наизусть, а с целью вновь увидеть эту надпись и хоть на миг мысленно вернуться в те благословенные годы».



Игорь Донской в роли в роли Макара Ивановича в фильме Евгения Ташкова «Подросток» (1983 г.) по Ф.М. Достоевскому. Эта одна из главных ролей в картине запомнилась многим зрителям.

Роль «Марии Магдалины» получила 22-летняя студентка школы-студии МХАТ Ирина Мирошниченко, дебютировавшая в кино в 1963 г. в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» в роли сестры главного героя Кольки (Н.С. Михалков) Кати.
По ее словам, Андрей Тарковский выцепил ее в ресторане московской гостиницы «Националь», куда она заходила иногда пить кофе.
На следующий день после невольных смотрин в квартире актрисы раздался телефонный звонок. «Мягкий женский голос спросил:
– Могу я услышать Ирину Мирошниченко?
– Это я.
– Вас ждут сегодня на пробы фильма “Андрей Рублев” в Мосфильме. Приходите к 12 часам, – девушка положила трубку, коротко попрощавшись, так что Ирина не успела проронить ни слова».
Надо отдать должное Тарковскому: типаж актрисы он определил верно – «библейский тип лица».



Ирина Мирошниченко в фильме «Андрей Рублев».

Сама Ирина предпочитала по отношению к своему лицу иное определение: «иконописное», вкладывая его в уста режиссера.
Однако Андрей Арсеньевич говорил то, что он говорил.
Ирина Петровна была известна под фамилией матери: Мирошниченко. Однако отцом ее был Петр Исаевич Вайнштейн, как пишут, не разъясняя сути дела, «военнослужащий, а впоследствии административный работник».
«Библейская» линия продолжалась и далее. Мать ее, Екатерина Антоновна, так же, как и ее дочь, актриса, ученица А.Я. Таирова, разойдясь с Вайнштейном, в 1965 г. вышла замуж за аккомпаниатора Якова Пинхусовича Розенкера. Сама же Ирина Мирошниченко в 1960-1972 гг. состояла в браке с драматургом Михаилом Шатровым (Маршаком), родственником детского поэта.
В одном из очерков об актрисе, написанном на основании ее устных воспоминаний, есть интересный рассказ о том, как проходил выбор натуры для съемок эпизода «Русская Голгофа»:
«Команда Андрея Тарковского вместе с Ириной переезжала на машине между несколькими городами в поисках удачного места для съемок.
Осень в своем закате была молчалива и дышала холодом. В пригородных районах уже лежал снег, напоминая чистый белый лист, на котором прямо сейчас Бог напишет историю чьей-то жизни, любви или смерти.
Эта белизна была настолько непривычна после городских пейзажей в серых тонах, что резало глаза.
Тарковский, ехавший в этой же машине, молчавший до этого, неожиданно произнес:
– Вы только посмотрите! Этот пейзаж будто сошел с картин Брейгеля, теперь я понимаю, как он писал свои картины».



Ирина Петровна Мирошниченко. Наши дни.

Уже в следующем фильме Андрея Арсеньевича «Солярис» мы увидим картину Питера Брейгеля-старшего «Охотники на снегу», висящую на стене в кают-компании космической станции. В «Зеркале» в кадре и вообще была дана панорама, снятая по мотивам брейгелевского полотна, со всеми его подробностями.


Продолжение следует.
Tags: «Андрей Рублев» Тарковского
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment