sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 26)




Актеры и судьбы


«Я читаю страницы неписаных книг,
Слышу круглого яблока круглый язык…»

Арсений ТАРКОВСКИЙ.


Своими фильмами Андрей Тарковский определит многое.
С ними войдут к нам, пусть и появившиеся до него и игравшие после, но как-то по-новому, ЕГО актеры:
Николай Бурляев и Николай Гринько в «Ивановом детстве» (1962);
Анатолий Солоницын и Юрий Назаров в «Андрее Рублеве» (1966);
Наталья Бондарчук в «Солярисе» (1972);
Маргарита Терехова и Олег Янковский в «Зеркале» (1974);
Александр Кайдановский в «Сталкере» (1979).
Однако первым актером-талисманом Андрей Тарковского станет Владимiр Заманский, сыгравший дорожного рабочего Сергея в фильме «Каток и скрипка».
Дело, конечно, было не только в том, что он точно передавал типаж своего времени.
В нем было то, что Андрей Арсеньевич всегда ценил в СВОИХ актерах. (Подробнее об этом мы поговорим позднее, когда накопится достаточный объем материала для выводов.)




Совершенно неважно, что у режиссера Владимiр Заманский больше не снимался ни разу. Голосом своим он присутствовал в других его фильмах: в 1972 г. озвучивал Криса Кельвина (Донатас Банионис) в «Солярисе», а в 1980 г. в «Сталкере» был телефонным собеседником Профессора (Николай Гринько).
Те же Наталия Бондарчук, Маргарита Терехова и Александр Кайдановский также снимались в лентах Тарковского лишь по одному разу, однако в глазах зрителей и киноведов все они слыли именно ЕГО актерами.
Что касается Владимiра Заманского, то его статус «актера-талисмана» косвенным образом подтверждают те, кто позднее решил повторить путь Тарковского, пытаясь создать СВОЙ кинематограф, одновременно преодолев огромную гравитационную мощь мэтра, что, в конце концов, у них не получилось. (Икар упал, сломав свои крылья, разбившись насмерть.)
«С Тарковским, – пишет пытавшийся в годы перестройки снимать “авторское кино” В.И. Карпец, – началась история “лузера по жизни”, и я знаю, что таких “лузеров” было много: посмотрев “Зеркало”, неимоверное количество молодых людей средних способностей кинулось в “творчество”, не создав на самом деле ничего, но потерявших себя в полном аутизме и отдавших в начале 90-х страну в руки ее отнюдь не мечтательных врагов».
Итак, присутствие В. Заманского в фильмах Евгения Шифферса и Владимiра Карпеца (как актера или в качестве закадрового голоса – неважно) неслучайно. Оно совершенно определенно маркирует их дискурс, при всем вполне понятном желании «уйти в отрыв».
Родился Владимiр Петрович Заманский в 1926 г. в Кременчуге. Рос без отца, а когда в 1941-м в город пришли немцы, остался и без матери.
После освобождения города, прибавив себе год, ушел на фронт добровольцем. Служил радистом самоходно-артиллерийского полка, входившего в состав Пятой Гвардейской танковой армии. Во время одного из боев, будучи сам тяжело раненым в голову, Владимiр спас из горящей самоходки командира.
Война окончилась, а он продолжал служить в составе Северной группы войск Советской армии вплоть до 1950 г., когда за участие в избиении командира взвода, изощренно измывавшегося над подчиненными, был приговорен к девяти годам лагерей.
Наказание он отбывал на стройках в Харькове и Москве. Строил знаменитое высотное здание Московского университета. За опасные для жизни работы на высоте срок ему сократили, освободив в 1954 году.
Вскоре В.П. Заманский поступил в Школу-студию МХАТ (курс Г.А. Герасимова), закончив которую в 1958 г. был принят актером в московский театр «Современник».




«Говорят, что лагерь человека ломает, развращает, делает хуже – вспоминал его коллега актер Игорь Кваша. – А сидел Заманский с настоящими уголовниками. Но Владика после всех его бед и в студии МХАТ, и в “Современнике” звали не иначе как гуманистом. Он был и остался замечательным и нравственным человеком».
В 1960 г. Владимiр Заманский был приглашен сниматься сразу в двух фильмах: «Колыбельная» Андрея Петряну и «Каток и скрипка» Андрея Тарковского.
Эта были первые его работы в кино. Потом он снимался еще в 70 фильмах практически каждый год, вплоть до 1997 г. В 1988 г. он стал Лауреатом Государственной премии СССР, получив звание Народного артиста РСФСР.



Наталья Архангельская.

Роль девушки, коллеги рабочего Сергея в фильме Андрея Тарковского исполнила актриса Наталья Архангельская.
Наталья Сергеевна 1959 г. окончила актерский факультет ГИТИСа, поступив на работу в театр «Современник», где, как мы помним, служил и В.П. Заманский.
К тому времени, как ее пригласил Андрей Тарковский, она уже сыграла роль Дуняши Мелеховой в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон» (1958), создав запоминающийся образ.



Наталья Архангельская в роли Дуняши. «Тихий Дон» (1958).

«Училась я в 10-м классе, – вспоминал она об этой своей первой роли, – пришла показываться во ВГИК. Никто меня в артистки не готовил, в семье театральных и киношных не было. […] В просторной комнате за столом сидела потрясающая красавица – кумир всех девчонок Тамара Макарова. Вхожу робко, и вдруг она говорит Герасимову: “Ой, Дуняшка пришла!” И всё.
У меня же отец кубанский казак. Я была темненькая, с косой – у мамы есть половинка грузинской крови. Вот и получилась Дуняшка.
Мне было легко сниматься, Герасимов меня всегда называл актрисой первого дубля. Я с головой окунулась в это счастье».
О работе с Андреем Тарковским Наталья Архангельская рассказывает немного: «Он еще был никому не известным молодым режиссером. Увидел меня в “Современнике” и взял».



Владимiр Заманский и Наталья Архангельская. «Каток и скрипка».

В 1962 г. Наталья Сергеевна перешла в московский театр драмы ммени М.Н. Ермоловой, где и работает до сих пор, в 1999 г. получив звание народной артистки России.


Наталья Сергеевна Архангельская.

Ну а как сложилась судьба юных артистов?
Сыгравший роль Саши Игорь Фомченко в 1990 или 1991 гг. уехал с родителями в Израиль.




Роль девочки, соученицы Саши по музыкальной школе, исполнила Марина Аджубей.



Поиски в интернете позволили (хотя и по косвенным данным) узнать о ее судьбе.
Марина Ваильевна вышла замуж за В.В. Асмуса.
Василий Валентинович – доктор физико-математических наук, профессор, директор ФГБУ Научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета», лауреат премий Правительства РФ и Правительства Москвы, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Он является одним из сыновей известного философа Валентина Фердинандовича Асмуса (1894†1975).
В семье царила религиозная атмосфера, все дети философа были воспитаны в православной вере:

http://www.losev-library.ru/index.php?pid=176

Одним из братьев Василия Валентиновича, напомним, является протоиерей Валентин Асмус – доктор богословия, заведующим кафедрой патрологии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского государственного университета.
Что же касается Марины Васильевны, то некоторое представление о ней дают эпитеты, которые употребляет по отношению к ней поэт Владимiр Алейников: «целеустремленная», «воительница».
Фильм Андрея Тарковского в ее жизни, впрочем, как и многих других, сыграл немаловажную роль.
Свидетельство тому прошедший 4 апреля 2011 г. (в день рождения режиссера) вечер в честь полувекового юбилея фильма «Каток и скрипка», прошедший в Москве, в Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна.








На встречу пришли сестра Андрей Тарковского – Марина Арсеньевна, оператор Вадим Юсов и исполнявшие роли в фильме Наталья Архангельская и Марина Аджубей.
На вечер не приехал Владимiр Заманский, круто изменивший свою жизнь. В 1998 г. он вместе со своей супругой, актрисой Натальей Ивановной Климовой, ушли из мiра кино, переехав Муром.




Там на деньги, вырученные от продажи некоторых семейных ценностей (украшений и картин) они купили скромный деревянный домик неподалеку от храма. Живут они на средства, которые получают от сдачи московской квартиры в доме неподалеку от Нового Арбата.


Деревянная часть лома в Муроме, в котором живутт Владимiр Заманский и его супруга.

Отойдя от мiрской суеты, они посвятили свою жизнь служению Богу.
Голос Владимiра Петровича часто можно услышать на радио «Радонеж», где он читает святоотеческие тексты.



Продолжение следует.
Tags: «Каток и скрипка» Тарковского
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments