sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 11)


Памятная доска на месте, где в 972 г. у Днепровских порогов Князь Святослав пал в бою с печенегами.


Кое-что о «неразумных хазарах» (окончание)


«Я тебе такую правду расскажу,
что хуже всякой лжи».

НАРОДНАЯ ПОГОВОРКА.


Попробуем разобраться в вещах доступных пониманию каждого, отделяя, по возможности, доброкачественные зерна от ядовитых плевел.
«Жидове козарьстии» действительно были.
Но они ли дали европейских евреев ашкенази?
Именно так, напомним еще раз, называется субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе.
Современное значение слова «ашкенази» – немецкий еврей или потомок немецких евреев.
Одновременно это топоним и этноним.
Впервые это слово упоминается в Ветхом завете.
«Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма» (Быт. 10, 1-3).
Каждый из внуков и правнуков Ноя явился родоначальником того или другого народа, получившего название по тому или иному имени.
Библейский Аскеназ (Ашкеназ) – правнук Ноя, внук Иафета, сын Гомера.
Уже исходя из имени деда Иафета, ясна принадлежность народа Аскеназа к яфетическим (несемитским) европейским народам.
Имя отца «Гомер» отсылает нас к известным из клинописных надписей «гиммираям» – фигурирующим в греческих источниках, как киммерийцы.
Древнеиранские тексты именуют эту группу племен «саками», а Геродот – «скифами».
Книга пророка Иеремии позволяет нам сделать дальнейшие уточнения: «Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, вооружите против него народы, созовите на него царства Араратские, Минийские и Аскеназские, поставьте вождя против него, наведите коней, как страшную саранчу» (Иер. 51, 27).
Из отрывка следует, что «царство Аскеназское» располагалось рядом с Арменией, на севере (по отношению, разумеется, к Палестине).
Библейские «аскеназы», полагают ученые, соответствуют «ашкузам» (ашгузам, ишгузам) аккадских источников. Ассирийские царские надписи VII в. до Р.Х. повествуют о войнах ашкузов с ассирийцами.
Речь, таким образом, скорее всего, идет о скифах.
Для правильного понимания вопроса надлежит, конечно, делать поправку на различие таких понятий, как «этнос», «народ» и «племя».
И еще: насколько можно доверять в этом вопросе Ветхому завету?
…Есть ли прямая преемственность библейских «аскеназов» и «ашкузов» исторических источников с нынешними ашкенази?
Однако все эти рассуждения, выкладки, ссылки на здравый смысл ныне мало кого волнует.
Мiр во власти новой мифологии, глобального и тотального «фэнтэзи».
Вспомните хотя бы, сколько адептов «Новой Хазарии» развелось нынче на Украине.
И среди них не одни лишь евреи.
После этого вряд ли кого-то удивишь, что сторонники «Русско-хазарского проекта» встречаются сегодня и у нас, причем среди людей, позиционирующих себя православными, даже «оротодоксами», «фундаменталистами» и «монархистами».
Одного из них я даже знаю лично…
Тут важно даже не столько то, как обстоит дело на самом деле, а какой смысл (надежно скрытый от стороннего взгляда) вкладывают все эти люди в тот самый проект «Новой Хазарии».
А то ведь как бывает?.. Яркая мишура безумного карнавала. Но потом – «как всегда»: «…А поутру они проснулись».
Частичное представление о том, что происходит, дает нам, возможно, вот это рассуждение Михаэля Дорфмана в его статье «Еврейские гены в лингвистике и биологии»:
«Утверждения о том, что все евреи происходят от Авраама, Исаака и Якова – часть нашей национальной мифологии. Нам хотелось бы, чтоб все приняли наши убеждения и верования и стали бы сионистами.
В современном политкорректном и многокультурном мiре мы можем ожидать уважения права любого этноса, гендера или группы иметь свою мифологию, даже если она никак не подтверждается научными данными.
Библейские аргументы хорошо служат в психологической войне, ведущейся между Израилем и его арабскими соседями, даже если никак не подтверждаются современной наукой. […]
Расшифровка человеческого генома открыла перед наукой широкие горизонты. хотя пока еще находится в зачаточном состоянии и неспособна подтвердить или опровергнуть наши мифы.
Природа мифа такова, что им верят безоговорочно и позволяют мощно влиять на нашу жизнь.
Когда мифу перестают верить, то образному выражению Владимiра Проппа, он превращается в сказку – “миф, в который больше не верят”».



Памятник Князю Святославу в Киеве.

Именно в свете сказанного, как нам кажется, следует рассматривать утверждения о хазарском якобы происхождении рода Шамхалов Тарковских, с которых мы начали этот наш разговор.
Прежде всего, нужно понимать, что совсем не обязательно, чтобы сами правители (Шамхалы), как это мы знаем и из истории других народов, были кумыками. При том, конечно, что и само происхождение кумыков от хазар спорно и никак не доказано.
Такой ход мыслей подтверждают, между прочим, некоторые свидетельства.
Тот же Михаил Синельников пишет: «Шамхалы, гордившиеся происхождением от араба, мусульманской ветви, чтили Арсения Александровича как своего государя…»
Кстати говоря, именно арабы сыграли большую роль в исламизации кумыков.
Кроме могил Шамхалов, в Тарках до сих пор сохранился мавзолей арабского ученого, богослова и поэта Али Багдадского.
Именно во время его пребывания здесь в должности кадия (первая половина XVII в.) велась активная переписка таркинцев с Русским Царем и Его воеводами.
Сам Али Багдадский писал стихи на арабском и на старокумыкском языках. Он не только жил в Тарках, но завел здесь семью, был, в конце концов, тут похоронен вместе с членами своего семейства.
На одной из могильных плит сохранилась надпись на арабском: «Сын Мухаммада аль-Багдади Али навсегда покинул этот бренный мiр 1066-го года по хиджре в месяце сафар» (то есть в декабре 1655 г.).
Не память ли о посещении этой могилы арабского поэта в Тарках – вот эти строчки Арсения Тарковского из его стихотворения «Дагестан» (1946):

Читаю арабские буквы на камнях
горделивой земли…


В эту логику вписывается и два других известных факта: обширные переводы Арсения Тарковского стихов арабского поэта XI в. Абу-ль-Аля эль-Маарри, а также выбор его сыном Андреем при поступлении в 1951 г. в Институт востоковедения именно арабского отделения.
И то, и другое свидетельствует, на наш взгляд, о существовавших в семье – не для постороннего взгляда – каких-то своих вполне определенных взглядов.
Таким образом, ни хазарское происхождение кумыков, ни их Шамхалов, а уж тем более самих Тарковских нельзя считать сколько-нибудь обоснованными.



Продолжение следует.
Tags: Арсений Тарковский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments