sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ» (ЧАСТЬ 25)


И.К. Айвазовский. «Бухта Золотой Рог. Турция». 1845 г.


Царьград – Иерусалим – Афон (начало)


«Я человек православный, – заявлял Г.Е. Распутин своим собеседникам. – С самой юности моей я почувствовал призвание к странствованиям и исходил все святые места России, побывал даже в Иерусалиме, поклонился Гробу Господню, что и укрепило меня в моей вере».
Травля Царского Друга в прессе и обществе, развязанная не без участия недавних его друзей, епископа Гермогена и иеромонаха Илиодора, привели старца к решению отправиться к Гробу Господню и святыням Афона помолиться.
Отъезд его состоялся в середине февраля 1911 г. Попрощавшись с Царской Семьей, он отправился в путь.
Вернётся он лишь через четыре месяца.



К Земле Обетованной. Русские паломники на корабле.

Свое паломничество Григорий Ефимович опишет затем в особой книжке:
«Как только отправился из Одессы по Черному морю – тишина на море и душа с морем ликует и спит тишиной; видно блистают маленькие валочки, как златница и нечего более искать.
Вот пример Божий: насколько душа человека драгоценна; разве она не жемчужина? что и море для нее?..
Безо всякого усилия утешает море. […]
Море пробуждает от сна сует, очень много думается, само по себе, безо всякого усилия. […]
Солнце по минутам уходит за горы, душа человека немного поскорбит о его дивных светозарных лучах…
Смеркается. О, какая становится тишина… нет даже звука птицы и от раздумья человек начинает ходить по палубе и невольно вспоминает детство и всю суету и сравнивает ту свою тишину с суетным мiром и тихо беседует с собой и желает с кем-нибудь отвести скуку, нагнанную на него от его врагов…
Тихая ночь на море и заснем спокойно от разного раздумья, от глубоких впечатлений… Христово море. На тебе дивные чудеса. Самим Богом посещено и чудесами сотворено».
От Одессы до Яффы плыли в те времена две недели, но до этого паломнический пароход зашел в Константинополь.



Бронзовый знак Императорского Православного Палестинского Общества.

Подобно тому, как многовековой путь паломников к Вифлеему, Голгофе и Горе Елеонской непременно пролегал через Константинополь, есть мистическая взаимозависимость Святой Земли и Царьграда, существующих как бы во образ Богомудрой Благочестивой Двоицы: Царя-Помазанника Божия и Вселенского Патриарха (первого по диптиху).
Прибавьте к этому вполне сознательное устроение Русской земли Царями, первоиерархами Церкви, святыми и подвижниками благочестия во образ Святой Земли и Царьграда.
Всё это, разумеется, вовсе не случайно, находит свое богословское обоснование в концепциях «Руси – нового Израиля» и «Москвы – Третьего Рима» (преемницы Нового, Второго Рима – Константинополя), составляющих такое понятие, как Святая Русь.
«В Св. Софии и до сих пор, – замечал в 1915 г. доктор церковной истории И.С. Пальмов, – ощущается какое-то неизъяснимое веяние святыни. “Вы чувствуете, – пишет один из посетителей Софии А.В. Вышеславцев, – что вы – в храме Бога Истинного, несмотря на то, что чуждый вам культ на время поселился в этом храме и дерзко нарушил его гармоническое единство, вывесив по углам на громадных зеленых щитах изречения из корана, написанные исполинскими золотыми буквами”».



Святая София.

«Здесь ключ к мiровой истории, – записывал в конце 1922 г. “у входа в Царьград” о. Сергий Булгаков, – здесь Иустиниан, здесь Константин Великий, здесь: Иоанн Златоуст, Фотий, Византия и ее падение, здесь узел политических судеб мiра, и доныне не распутанный, а еще сильнее затянутый!»



А вот что увидел Опытный Странник в 1911 году: «Как облако на горизонте, так и Софийский храм. О горе! как Господь гневается за нашу гордость, что предал Святыню нечестивым туркам и допустил Свой Лик на посмешище и поругание – в нем курят. Господи, услыши и возврати, пусть храм будет ковчегом!
По преданию говорится, что именно из-за гордости был отнят храм у Православных, ибо не признавали сего ковчега, имели дом гулянья и роскоши. Господь прогневался на долгое время и повелел кощунствовать над Своей Святыней. Обождем – Господь смилуется и вернет ее с похвалой, почувствуем и покаемся».



Продолжение следует.
Tags: Распутин: паломник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments