sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«СТРАННИК ОДУХОТВОРЕННЫЙ» (ЧАСТЬ 12)


Н.П. Богданов-Бельский. Будущий инок. 1889 г.


Екатеринбургские Владыки


Занимавшие в 1903-1910 и 1914-1917 гг. Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру Архиереи, епископы Владимiр (Соколовский-Автономов, 1852†1931) и Серафим (Голубятников, 1856†1921), относились к Г.Е. Распутину весьма благосклонно.
Оба были монархистами, поддерживали черносотенные организации, активно боролись с революцией.
Заметны были Владыки и проявлениями глубокой веры.
О епископе Владимiре посетивший в июне 1905 г. Екатеринбург о. Иоанн Кронштадтский оставил в своем дневнике такой отзыв: «Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный».
Именно под его наблюдением и при его содействии в Верхотурском монастыре был возведен Крестовоздвиженский собор.



Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимiр (Соколовский-Автономов).

Что касается епископа Серафима, то он, как известно, отличался почитанием Божией Матери, организовав в 1911 г. массовое паломничество в Почаевскую Лавру.
Владыка шел пешком 200 верст во главе 20 тысяч паломников на поклонение цельбоносной стопочке Богородицы.
2 марта 1917 г. епископ Серафим произнес в Богоявленском кафедральном соборе проповедь, в которой осудил слухи об отречении Государя и предложил не признавать никакого другого правительства.
10 мая 1917 г., как один из самых твердых и последовательных монархистов в среде русского епископата, был изгнан из епархии.



Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим (Голубятников).

Этому решению предшествовало учрежденное Синодом следствие, интересовавшееся подробностями отношений Преосвященного с Г.Е. Распутиным.
Сам Архиерей отвечал уклончиво, от себя лично ничем не похулив Царского Друга: «Прибыв в епархию, я посетил Верхотурский монастырь, где почивают мощи св. прав. Симеона. Там я узнал кое-что загадочное о Распутине, о его доступности к Царскому Двору и к Великим Князьям, но худого ничего не слыхал».
Оба Архиерея скончали свои дни в Первопрестольной. Уволившись по болезни, епископ Владимiр был назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря.
В это время он близко сошелся с Московским митрополитом Макарием, как известно, высоко ценившим Григория Ефимовича и поддерживавшим с ним отношения, когда тот приезжал в Москву.
После революции Владыка Владимiр вынужден был служить как простой священник, скончавшись, как рассказывали, в ужасающей нищете.
Местопребыванием епископу Серафиму революционным Синодом был определен Новоспасский монастырь в Москве, превращенный в 1918 г., уже при большевиках, в тюрьму, первым узником которой и стал Владыка. Там же, по преданию, он был расстрелян.



Москва. Иверская часовня. Дореволюционная открытка.

В отличие от Владык Владимiра и Серафима, занимавший Екатеринбургскую кафедру в 1910-1914 гг. епископ Митрофан (Афонский, 1861†1920) враждебно относился к Г.Е. Распутину.
«Оценку» этому дал старец Макарий Октайский, не допустивший к себе в келлию этого Архиерея, демонстративно приняв при этом епископа Серафима (Голубятникова).
История эта была обнародована еще в дореволюционной церковной печати.



Епископ Екатеринбургский и Ирбиткий Митрофан (Афонский).

Однако это негативное отношение к Царскому Другу всего лишь одного из Екатеринбургских Преосвященных сильно повлияло на насельниц Верхотурского Покровского женского монастыря.
Закрепило его, вероятно, общение монахинь с приезжавшей сюда в июле 1914 г. Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной.



Продолжение следует.
Tags: Распутин: паломник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments