sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«РОДНЫЕ ДЛЯ СТАРЦА МЕСТА» (часть 6)


Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском. Фрагмент фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г.


«Это место престола Моего…
где Я буду жить среди народа Моего во веки»



Говоря о Покровском и житье-бытье там Григория Ефимовича, нельзя не рассказать о сельском храме, в котором он был крещен, венчан, куда ходил вместе со всем семейством всю свою жизнь.
Одна из первых церквей в слободе Покровской, как мы уже писали, была построена ещё в 1642 г. архиепископом Герасимом (Кремлёвым).



Покровский храм на карте «Чертежной книги Сибири» Семена Ремезова. 1701 г.

В 1699 и 1768 гг. были построены и освящены новые, взамен обветшавших, церкви, также как и первая деревянные. Наконец, в 1812 г. началось строительство каменного двухпредельного (верхнего и нижнего) храма, продолжавшееся более сорока лет.
Шли годы, и почти что через сто лет церковь для разросшейся слободы стала мала.
«В одно прекрасное время, – читаем в брошюре Г.Е. Распутина 1907 г., – проникла мне мысль и глубоко запала в сердце. Как говорится, по слову Апостола Павла, “кто устроит храм, того адовы врата не одолеют никогда”. Вот я стал неотступно Царицу Небесную просить, и пришлось мне физически поработать, не один раз приходилось, крепко обнявши голову, глубоко, глубоко подумать по поводу храма.



Ефим Яковлевич Распутин (1841†1916), отец Г.Е. Распутина. С фото, сделанного в Петербурге в марте 1914 г.


Сам я человек безграмотный, а главное без средств, а храм уже в сердце перед очами предстоит. Как это устроить? а главное, молившись Царице Небесной, чтобы Она дала мне сил и не упасть духом и надеяться на Его щедрую милость, и под покров Царицы Небесной.


Запись в церковной метрической книге о рождении Г.Е. Распутина.

Легко сказать: “дай на храм 20 тысяч”, а как их дать и где взять? Надо подумать, сообщиться с Господом, да побеседовать с Ним, попросить Его, чтобы Он не отринул Своею милостивою щедростью и оказал мне Свою радость. […]


Н.П. Богданов-Бельский. Венчание. 1904 г. Тюменский музей изобразительных искусств.

И вот Божья радость совершилась на мне грешном. Я простой мужичок, когда вообще благодетелей искал, ехал из Тобольской губернии с одним рублём, посматривая по дороге, по Каме, как господа лепёшки валят в воду, а у меня и чайку нет на закладку. Как это было пережить!


П.Ф. Распутина с М.Е. Головиной. Фото А.А. Вырубовой. Покровское. Июнь 1914 г.

Приезжаю в Петербург. […] …Там дошло и до Батюшки Царя, Который оказал мне милость, понял меня и дал денег на храм.
Я с радостью поехал домой и обратился к священникам о постройке нового храма…»



Запись в метрической книге о венчании 2 февраля 1887 г. Григория Ефимовича Распутина и Параскевы Феодоровны, урожденной Дубровиной (1866†1930? 1933?).

Особым почитанием Григория Ефимовича пользовался Тарханский образ Спасителя, находившийся в Покровском храме.
Об этой иконе Нерукотворного Образа Спасителя рассказывали, «что он явился вскоре по прибытии русских в Сибирь на загородке поскотины татарских Тарханских юрт; что татары, взявши оттуда образ, употребляли его как простую доску, например, иногда на оборотной стороне его чистили рыбу; что образ несколько раз от них скрывался и каждый раз оказывался на прежнем месте, т.е. на месте первого своего явления; и что, наконец, когда тюменские казаки выстроили в Тарханском острожке часовню, татары отдали в неё образ Спасителя, как вещь для них ненужную».
Часовня, как и острог, была построена в 1631 г, однако через 120 лет, в 1751 г., за ветхостью постройки, икону перенесли в Покровскую слободу. С тех пор она там и находилась.
В честь Тарханской иконы Спасителя праздновали 16 августа, в день Нерукотворенного Образа Спасителя. В этот день совершался крестный ход к месту явления – Тарханским татарским юртам. Каждое лето явленный Образ обносили также по всему Тюменскому округу. Местные жители хорошо помнили чудесные случаи исцеления от холеры в 1848 г. в Тобольске и Тюменском округе и от сибирской язвы в 1851 г., а также прекращение падежа скота после молебнов перед чудотворной иконой.
«…Придёт лампада, – писал Григорий Ефимович из Петербурга домашним, – так передайте Спасителю».



Тарханский образ Спасителя XVII в., особо почитавшийся в Покровской слободе, в том числе и Г.Е. Распутиным. Частное собрание.

На запрос епископа Тобольского Алексия (Молчанова) о Г.Е. Распутине причт Покровского храма в ноябре 1912 г. докладывал: «…В 1906-м году в октябре месяце – приложил в Сл.-Покровскую церковь, Тюменского уезда, к чтимой иконе Спасителя “Тарханской” нательный золотой крест с рельефным распятием с золотою же цепочкою весом 9-ть золотников;
в 1908 году в ноябре месяце – пожертвовал в Сл.-Покровскую церковь – серебряный 84% золочёный напрестольный крест, весом 1 фунт и 84 золотника, – крест художественной работы с чеканным оксидированным распятием, украшенный камнями, ценою 90 рублей;
в 1909 и 1910-м годах Григорий Новых пожертвовал в церковь четыре серебряных вызолоченных елейных лампады, все весом 4 фунта 15 золотников».
В Тобольском церковном официозе 1908 г. сообщалось: «Объявлена благодарность епархиального начальства с выдачею похвального листа крестьянину слободы Покровской, Тюменского уезда, Григорию Новому (он же Распутин), за пожертвования в приходскую церковь».
А освящение придела в Покровском храме, по мысли и на средства, собранные Григорием Ефимовичем, всё же состоялись, однако, к сожалению, без его участия, хотя в то время он был еще жив.
Случилось это 3 декабря 1916 г. Была память пророка Софонии, преподобных Саввы Сторожевского, Феодула Цареградского и Иоанна Молчальника, священномученика Феодора, епископа Александрийского. Именно в этот день Г.Е. Распутин, встречаясь с Царской Семьей в домике у А.А. Вырубовой, попросил Государя на сей раз благословить его. Это была последняя встреча Григория Ефимовича с Царем. На следующий день Император с Наследником выехали в Ставку.



Фрагмент дореволюционной карты Тюменского уезда с прилегающими к Покровскому населенными пунктами.

Памятником этого события на родине старца стала статья священника В. Соболева в «Тобольских епархиальных ведомостях»: «С разрешения и благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Архиепископа Варнавы, 3 декабря состоялось освящение нового престола в нижнем теплом храме с. Покровского. Освящение Архипастырем было поручено местному о. благочинному Михаилу Заветову. 2 декабря в 4 ½ часа раздался благовест ко всенощному бдению, служба началась в 5 часов. Несмотря на обширность храма, все желающие принять молитвенное участие в этом торжестве не могли вместиться в храм. Хотя оповещение было сделано только в ближайшие деревни, – но съехались много богомольцев из дальних деревень. Всенощное бдение совершал о. благочинный, а на литию и величание выходили соборне местный причт в лице настоятеля храма священника Илии Бейкина, священника Стефана Еремина, священника Ермолая Комарова и села Усальского священника Василия Соболева. Пели все молящиеся под управлением местного псаломщика Александра Васильевича Сикке, а главная организация всеобщего пения принадлежит настоятелю священнику Илии Бейкину, как опытному руководителю всеобщего пения. Отличное пение и примерное внятное чтение канона, подняло религиозный дух молящихся, не заметно было ни утомления, ни рассеянности, не смотря на продолжительность службы. Всенощная отошла в 10 ½ часов.


Н.П. Богданов-Бельский. В церкви.

На утро в 8 часов начался благовест к главному торжеству, а в 8 ½ часов началось водоосвящение, которое совершил один о. благочинный, а освящал престол в сослужении поименованных выше иереев. Храм был буквально переполнен молящимися. Многим из них пришлось быть первый раз на освящении храма.
По окончании освящения св. престола о. настоятелем храма священником Илией Бейкиным было сказано прочувствованное слово на тему о ветхозаветной скинии: “И дал Давид сыну своему Соломону чертеж дома для ковчега и вот Соломон построил храм и вознес усердное моление к Богу, да будет с нами Господь Бог наш, как Он был с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас, наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его, которые Он заповедал отцам нашим” (3 Цар. 8, 57-58).
Развивая мысль на эту тему, проповедник остановился на пророчестве св. прор. Иезекииля (48, 7): “И сказал мне: Сын человеческий! Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди народа Моего во веки”.
Далее, переходя к Новозаветной Церкви, проповедник закончил словами: “Здесь невидимо присутствует Сам Царь Славы Иисус Христос, внемлющий молениям верующих в Него и предлагающий в снедь Свое Пречистое Тело и Свою Честную Кровь, дабы пребывать с нами в тесном единении”.
Литургию пели все молящиеся, едиными усты и единым сердцем славили и воспевали Пречистое и Великолепое Имя Божие. Сколько еще в народе святой, чистой, детской веры. Не видно было на лицах молящихся ни утомления, ни рассеянности, но все горе имели сердца свои, и не видно было земного попечения: оно всё отложено. Великое испытание, постигшее наше дорогое отечество, объединило всех во едину великую и неразрывную семью одной скорбью о дорогих защитниках нашей Родины. На всех лицах видна была скорбь. Но будем молиться с Св. Царем и пророком Давидом. Молитвы наши пролием пред Господом и печали наши Тому возвестим».



Крест на месте разрушенной в 1953 г. церкви в Покровском.

Именно в этом приделе отпели умученного большевиками епископа Гермогена (Долганова), клеветавшего на Г.Е. Распутина при жизни, но после убийства старца покаявшегося в этом.
Что касается Тарханского образа Спасителя, то еще в 1946-1949 гг. власти (не только в Тюмени, но и в Москве) очень безпокоили «массовые крестные ходы» на поля с этой «явленной» иконой, хранившейся «скрытно» в селе Иска Байкаловского района.



Окончание следует.
Tags: Распутин на родине, Распутин: родственники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments