sergey_v_fomin (sergey_v_fomin) wrote,
sergey_v_fomin
sergey_v_fomin

«РОДНЫЕ ДЛЯ СТАРЦА МЕСТА» (часть 2)


Снимок С.М. Прокудина-Горского, подписанный им: «Село Покровское на р. Туре». 1912 г. Это оригинальный вариант снимка. На большинстве репродукций нижний изгиб реки, как правило, обрезается реставраторами. Отреставрирован братьями Константином и Владимiром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город».


По Царскому приказу


Пионер русской цветной фотографии С.М. Прокудин-Горский (1863†1944) происходил из старинного рода, восходившего к одному из воевод времен Куликовской битвы.
Первые сообщения о способе получения цветных фотографий он сделал еще в 1902 г., а первые цветные фото снял уже в следующем году.
В своей деятельности Сергей Михайлович пользовался поддержкой вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и Великих Князей Михаила Александровича, Константина Константиновича и Николая Константиновича.
Однако решающим для его дела было благоволение к нему Императора Николая II, Который Сам был известным любителем фотографии. 3 мая 1909 г. фотограф был приглашен в Александровский Дворец Царского Села, где показывал цветные диапозитивы.
«Вечером проф. Прокудин-Горский, – записал Царь в дневнике, – сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков».
Дававшее потрясающий визуальный эффект оптическое проецирование заинтересовало Государя, Который поручил С.М. Прокудину-Горскому «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в цветах».



С.М. Прокудин-Горский.

Для осуществления этого грандиозного замысла (предполагалось сделать десять тысяч фотографий), наряду с письменным предписанием «повсеместно оказывать подателю сего необходимое содействие», в распоряжение фотомастера был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон, способный плыть по мелководью небольшой пароход, моторная лодка и автомобиль «Форд».
Летом 1909 г. С.М. Прокудин-Горский отправился в экспедицию, продолжавшуюся в течение пяти лет.
Несколько работ его связано с интересом Царской Семьи к Г.Е. Распутину.
В конце августа – начале сентября 1909 г. Сергей Михайлович побывал в Верхотурье, сняв не только эту обитель, но и Октайский скит – местопребывание духовника Григория Ефимовича – старца Макария и самого этого старца.
Обращает на себя внимание также тесное сотрудничество фотографа с близкими Царскому Другу князем М.С. Путятиным (организовавшим в 1909 г. Высочайшую аудиенцию) и полковником Д.Н. Ломаном.
Все приводящиеся нами снимки наверняка были показаны Царской Семье во время специальных сеансов, отмеченных в дневниках Государя:
(20.3.1910. Царское Село): «После обеда знакомый нам по прошлому году Прокудин-Горский показывал нам свои красивые снимки цветной фотографии из поездки по России ло Урала».
(22.1.1911. Царское Село): «В 9 час. в Круглой зале Прокудин-Горский показывал свои красивые цветные снимки берегов Волги и Урала».
(30.11.1911. Ливадия): «После обеда – в театр. Прокудин-Горский показывал красивые снимки из поездки по Туркестану и г. Ростову-Великому».
«В течение сеанса, – пишет один из работников Ливадийского дворца-музея, – на экране возникали красочные пейзажи России. Менялись слайды, и перед взором зрителей представали достопримечательности, памятники древнего зодчества, знаменитые архитектурные ансамбли. […] Во время показа слайдов Сергей Михайлович давал объяснения к каждой картине».
Летом 1912 г. С.М. Прокудин-Горский совершил поездку в Покровское, сделав ныне широко известный снимок села.



Оригинал цветной фотографии. Библиотека Конгресса США (№ 20851 по каталогу).

Это произошло во время его т.н. «четвертой поездки» – экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути и Уралу. Началась она предположительно в Перми.
Он шел по реке Чусовой вплоть до окрестностей Екатеринбурга, затем по Исети, Тоболу до Ялуторовска. Далее направился вверх по Туре, посетил Тюмень, Камышлов, Тобольск, где и завершил поездку.



Альбом «Урал». Отдел III. Камско-Тобольский водный путь. Лист № 25.

Фотографируя сибирскую столицу, С.М. Прокудин, по профессии, напомним, ученый-химик, не мог не вспомнить своего великого учителя Д.И. Менделеева, уроженца Тобольска.
Примечательно, что в том же 1912 году закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России.
Слайд с изображением Покровского Члены Царской Семьи могли видеть во время одного из отмеченных в дневнике Императора фотосеансов.



Контролька к снимку Покровского с надписью С.М. Прокудина-Горского.

(7.4.1913. Царское Село): « От 9 часов Прокудин-Горский показывал новые красивые цветные фотографические снимки».
(13.12.1913. Ливадия): «В 9 час. поехали в Ливадийский театр, где сперва показаны были снимки цветными стеклами, а затем интересный кинематограф».



Вид на Покровское с реки Туры. Современный снимок.

В Ливадии, отмечают исследователи, «в новом Дворце в рабочем кабинете Царя хранились в красных кожаных футлярах два небольших диапозитива в натуральных цветах на стекле, выполненные С.М. Прокудиным-Горским. Один диапозитив был с изображением Государя и Государыни, другой – Царской Семьи. После революции эти фотографические снимки на стекле были отправлены в Москву, куда ушли многие ценные вещи из Ливадийского Дворца».


На этом и следующих снимках этого поста – берег реки Туры со стороны Покровского. Современные снимки.

В некоторых источниках упоминается о том, что после революции фотомастеру чудом удалось вывезти заграницу цветной портрет убиенного Царевича Алексея. К сожалению, все перечисленные работы пока остаются ненайденными.
В 1918 г. С.М. Прокудин-Горский покинул Россию. Сначала он обосновывается в Англии, где вел работы по созданию цветной кинопленки. В 1922 г. он выехал во Франции, где открывает фотоателье.
В 1930-е гг., передав дело сыновьям, фотограф отошел от активной деятельности. Скончался Сергей Михайлович в 1944 г. вскоре после освобождения Парижа от немецкой оккупации. В 1948 г. наследники фотографа продали всю коллекцию негативов в библиотеку Конгресса США.




Снимки, сделанные С.М. Прокудиным-Горским в его поездках по России в 1909-1916 гг., предназначались для показа на экранах с помощью специального проектора. Говоря современным языком, это слайды.
Каждый негатив цветной фотографии представляет собой черно-белую пластину, на которой расположены в рамках друг под другом три изображения, полученные с применением синего (вверху), зеленого (посередине) и красного (внизу) светофильтров.
При просмотре они совмещались друг с другом.




В коллекции библиотеки Конгресса США насчитывается всего около 2600 фотографий: 1902 негатива цветных фотографий, около 700 черно-белых копий несохранившихся цветных фотографий.
При этом сохранились не все альбомы. Есть около 150 цветных фотографий, черно-белые копии которых отсутствуют.
Однако, к сожалению, даже в альбомах можно увидеть не все копии. Нередки случаи, когда над подписью к фотографии – пустое место. К некоторым фотографиям сам Прокудин-Горский сделал ошибочные подписи.
Коллекция включает 450 фотографий Урала и около 100 снимков Западной Сибири.
В альбоме «Ural Mountains and Western Siberia, survey of waterways» помещены черно-белые копии фотографий, выполненных во время «четвертой поездки».
На первой странице альбома надпись: «Работа 1912 года. Отдел III. Камско-Тобольский водный путь».




В альбоме с черно-белыми контрольками имеется только одна фотография Покровского.
Трудно себе представить, чтобы С.М. Прокудин-Горский, затратив немало усилий, чтобы добраться до села на реке Туре (исполняя, вероятно, Царское пожелание), сделал всего лишь один снимок.
В поле внимания его объектива не попал, к примеру, дом Г.Е. Распутина.
Рассуждая на эту тему, на форуме, посвященном творчеству С.М. Прокудина-Горского, один из участников обсуждения заметил: «Но в альбомы вошли далеко не все снимки, поэтому простор для фантазий остается открытым».



Продолжение следует.
Tags: Распутин и Царская Семья, Распутин на родине
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • КИНОПРОДЕЛКИ

    «Информация к размышлению» Завершив в прошлом по́сте рассказ о коминтерновце Михаиле Марковиче Бородине (Грузенберге), трудно…

  • К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ «LE PRINCE DE L`OMBRE» (30)

    Участники берлинской акции (окончание) Немецкий коммунист Отто Браун, непосредственно руководивший ограблением берлинской квартиры фон…

  • К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ «LE PRINCE DE L`OMBRE» (29)

    Участники берлинской акции (начало) Приведенные нами в прошлых по́стах репортажи из зала суда не дают нам всё же полного понимания, кто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments